Перед тем, как его приговорили к последовательно пятнадцати пожизненным
срокам тюремного заключения, Джеффри Л. Дамер изложил судье Окружного суда
графства Милуоки Лоренсу К. Грэму свое понимание совершенных им преступлений:
«Я желал понять, что побудило меня быть таким порочным и злым», - сказал он,
предваряя пояснение того, зачем же он пытал, убил и расчленил пятнадцать
молодых людей и мальчиков: «врачи рассказали мне о моем заболевании, и теперь я
могу немного утешиться».
Суд над Дамером демонстрирует глубоко укоренившееся в нас нежелание
смотреть в лицо основным фактам о
природе человека и склонность скрывать, вместо этого, нравственный выбор и
личную ответственность злодеев за непроницаемой ширмой правовых фикций и
воспринятых буквально медицинских метафор.
Дамер заявил, что он виновен и безумен. Это создает
противоречие в терминах. По крайней мере начиная с 18-ого века, в британской и
американской правоприменительной практике объявление человека «безумным»
означает, что у него отсутствует mens rea (преступный умысел), который отличает безличное событие,
приводящее к ранению или смерти, такое как ураган, от повлекшего ранение или смерть личного
поступка, который, соответственно, может быть признан уголовным преступлением.
Профессор права в университете Пенсильвании Майкл Мур,
признанный авторитет в сфере закона и психиатрии, излагает это следующим
образом: «Поскольку психическое заболевание отрицает наше представление о
разумности, мы не считаем душевнобольного ответственным... не будучи способны
рассматривать его как в полной мере рациональное существо, мы, для начала, не
можем подтвердить существенное условие тому, чтобы считать их действующими в рамках морали лицами».
Это суждение объясняет, почему традиционная формулировка
защиты по невменяемости звучит как «не виновен по причине безумия». Иными
словами, адвокаты и психиатры рассматривают безумие — по крайней мере, в тех
делах, где это служит их целям — в качестве условия, аннулирующего личную
ответственность. Эта модель защиты по невменяемости опирается на аналогию со
сценарием такого рода: не ведая об этом, прежде здоровый человек страдает от
развивающейся опухоли головного мозга. Он стоит вверху эксалатора, с ним происходит
приступ, он падает и сбивает с ног стоящего перед ним пожилого человека, тот
падает и умирает вследствие удара
головой о ступеньку. Хотя человек переживший приступ, как физическое лицо,
причинил смерть другого человека, он не подлежит какой-либо уголовной
ответственности.
Формулировка «виновен, но безумен», таким образом,
представляет собой стратегическую право-психиатрическую фикцию, цель которой —
обеспечить помещение подсудимого в здание, называемое «больница», а не здание,
которое называется «тюрьма».
И действительно, адвокат Дамера подчеркнул, что добивается не
освобождения своего клиента, а только его содержания в психиатрической
больнице, где его можно «изучить» - как если бы Дамер был объектом, а не действующим в рамках морали лицом. Большинство американцев, кажется, не
беспокоит тот факт, что мы живем в обществе, где врачам делегированы
государством полномочия помещать убийц в «больницы» и «лечить» их, против воли,
от несуществующих заболеваний.
Перед приговором Дамер заявил судье: «Я не хотел свободы.
Откровенно говоря, я хотел бы себе смерти». Если и были какие-то сомнения в
здравомыслии Дамера, это заявление должно их рассеять. Поскольку у каждого из
нас лишь по одной жизни, приговор Дамера к пятнадцати пожизненным срокам
представляет собой еще одну правовую фикцию — такую, которую мы, кажется,
предпочитаем приговариванию его к смерти (в Висконсине нет смертной казни) или просто к жизни без освобождения. И мы
предпочитаем это тому, чтобы предоставить ему выбор умереть от своей руки.
В наши дни многие люди упражняются в не требующем особых
усилий самодовольстве за счет выступлений против смертной казни. Поскольку
многие люди желали бы вынести смертные приговоры
наркодилерам, но не действительным убийцам, я обычно избегаю обсуждения этого
вопроса. Я, однако, хорошо запомнил дискуссию с одной юной дамой, отвергавшей
смертную казнь на том основании, что она сама не смогла бы привести такой
приговор в исполнение. Когда я напомнил ей о приговоре Сократу, она переменила
тему разговора.
Я полагаю, что Общество Хэмлок и «доктор смерть» Джек
Кеворкян – своего рода развлекательные репризы в шоу вокруг претензий на борьбу
вокруг действительных границ нашего морального действования, окончательный
символ которого состоит в праве на самоубийство – не для смертельно больных, не
при содействии врачей, а в принципе.
Заключенный имеет право на библию, на адвоката, на посещения
родственников, среди прочего. Если мы преодолеем фобии в отношении препаратов и
самоубийства, мы сумеем добавить к этому списку право на пузырек с
барбитуратами для каждого заключенного, который этого потребует (или,
возможно, только для приговоренных к пожизненному заключению). Вместо этого, мы
помещаем таких заключенных как Дамер, под круглосуточный «надзор для
предотвращения суицида» и истолковываем их 'саморазрушение в духе леди Макбет' как свидетельство «непролеченного психического заболевания».
У нас есть право лишать людей, осужденных за значительные преступления,
свободы. Но не достоинства. Для осужденных, выбор Сократа восстановил бы
какую-то часть их утраченного достоинства. Для нас – всех остальных – он помог
бы отчасти рассеять психиатрический туман, которого мы напустили в систему правосудия.
Впервые опубликовано в журнале Reason в мае 1992 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий